30 октября
2008
00:00
214

Мировой судья - от слова «мир»

Когда в прессе прозвучали первые сообщения о планах возрождения системы мировых судей, повеяло дыханием веков. Вспомнились чеховские времена и даже более ранние – эпохи зарождения капитализма в Западной Европе. Еще в романах Г.Фильдинга понятие «мировой судья» встречается чуть не в каждой главе. Но ведь сами эти произведения появились в первой половине XYIII века, а речь в них идет и вовсе об Англии века XYII-го. Что же общего между нашей сегодняшней действительностью и столь давними временами? Зачем понадобилось возрождать этот, казалось, давно забытый институт?

За разъяснениями мы обратились к кандидату юридических наук начальнику Управления по обеспечению деятельности мировых судей Московской области Вячеславу Андреевичу БАЙКОВУ.

- Вы правильно сделали, что начали разговор с Англии. «Мировая юстиция» как понятие зародилась именно там. Еще в XY веке на туманном Альбионе появились люди, уполномоченные решать спорные вопросы. В разное время они назывались по-разному, но задача перед ними стояла одна – разрешать на юридической основе споры и стараться решить их миром. Отсюда и окончательные названия – мировые судьи, мировая юстиция. И лишь если миром разрешить конфликт не удавалось, мировой судья прибегал к санкциям.

В Россию мировая юстиция пришла значительно позднее – вместе с крестьянской реформой. Она тесно связана с именем Александра II. Что примечательно, мировая юстиция приходила в то или иное государство, когда там начинался процесс истинной демократизации. Вот и тогда царь-освободитель стремился решать сложнейшие проблемы крестьянского вопроса на прочной базе законности и права. К подготовке судебной реформы император привлек не практиков судебной деятельности, а известных ученых, таких, как Зарудный, Кочубей и другие. Они объехали полмира, изучая международную юридическую практику, стремясь перенять ее важнейшие принципы – гласность, состязательность, открытость, публичность процессов. Многое не устраивало российские власти, и не вошло в отечественную судебную систему. Но в целом, к 1864 году в монархической России была разработана одна из самых демократичных судебных систем в мире.

Разумеется, диктатуре пролетариата мировые судьи были ни к чему, и мировая юстиция в России в 1917 году приказала долго жить. А вот спустя почти 80 лет к ней вернулись снова. В 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена концепция судебной реформы в РСФСР, в которой предусматривалась необходимость возрождения института мировых судей. 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Он вписывался в проведенные двумя годами раньше изменения в судебной системе страны, общей целью которых провозглашался поворот законодательства лицом к гражданину.

Поначалу эти изменения, хорошо заметные специалистам, возможно, и не слишком привлекали внимание широких масс. Но жизнь расставила все по своим местам, и люди стали стремиться разрешать конфликты в правовом поле. Число обращений в суды общей юрисдикции резко возросло. Суды оказались завалены исками и их надо было разгрузить от дел, которые не создают повышенной опасности для общества, но, имея повседневный характер, создают социальное напряжение.

Разгрузить районные суды – одна задача института мировых судей, а другая (пожалуй, основная по значению) – максимально приблизить их к населению, сделать понятными и открытыми, упростить и сократить по продолжительности судебную процедуру. Человек, обиженный чем-то – оскорбленный, подвергшийся обвесу на рынке, вступивший в спор с домоуправлением, - должен без особых затруднений обращаться к мировому судье и находить у него защиту в соответствии с Законом. Надо сказать, первые годы существования мировых судей убедили скептиков: расчеты оказались верными. Мировые судьи «забрали» из районных судов более 90 процентов дел об административных правонарушениях, 60 процентов гражданских и 40 процентов уголовных дел.

Как свидетельствуют специалисты, судебной реформе в Московской области «повезло». Как отметил В.А. Байков, здесь к ее реализации приступили Губернатор, всегда действующий в строгом соответствии с законодательством, человек масштабно и творчески мыслящий, и команда высокопрофессиональных специалистов. В соответствии с федеральным законом обеспечение деятельности мировых судей возложено на регионы. В 2000-м году Московской областной Думой было принято два закона – «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и «О создании и порядке упразднения должностей мировых судей и судебных участков Московской области». В 2001 году постановлением Правительства области создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей, которое возглавил нынешней его руководитель. Процесс назначения судей на участки был начат, и в марте того же года в нашем регионе появились первые мировые судьи, а к концу 2001 года более 200 мировых судей было назначено.

Надо отметить, что всего в Московской области 53 судебных района, на территории которых функционируют районные суды общей юрисдикции. В каждом районе создаются и судебные участки. Их количество обусловлено численностью населения – на территории района может быть и 6, и 13 участков, а на каждом по одному мировому судье. До недавних пор в области по штату было 292 мировых судьи. В прошлом году нагрузку на одного судью снизили путем уменьшения предельной численности населения на одном судебном участке с 30 до 23 тысяч человек. В связи с этим штат судей увеличился на 26 должностных единиц. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ.

Встает законный вопрос: к кому и в каких случаях обращаться потерпевшему гражданину: когда к судье районного суда, а когда - к мировому? Мировой судья наделен теми же полномочиями, что и судья районного суда, но в пределах своей компетенции. Система исполнения принятых мировым судьей решений ничем не отличается от исполнения решений федеральных судей. Но подсудность мировых и районных судов четко разграничена федеральным законом. Мировой судья рассматривает только в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы. К его подсудности относятся дела о выдаче судебного приказа, ряд дел по семейно-правовым отношениям, дела по имущественным спорам, не превышающим по цене иска 500 минимальных размеров оплаты труда.

К мировому судье правомерно обратиться с жалобой на мелкую обиду, бытовую потасовку, обвес на рынке. Можно обжаловать действия инспектора ГИБДД, нарушения в работе жилищно-коммунального хозяйства, неправомерные действия соседа. Очень много дел дает самоуправство председателей садовых товариществ. Причем носят они сезонный характер. Летом столица перемещается в область, и начинаются многочисленные дачные споры, в том числе по землеотводу. Они нередко требуют экспертизы, что существенно затягивает дело. Нагрузка на мировых судей в такое время «зашкаливает». В среднем по Российской Федерации она составляет 1200 дел на судью в год. А у нас в таких районах как Одинцовский, Серебряно-Прудский и других судьи рассматривают до 3000 дел ежегодно.

Вопросы подсудности дел мировому судье подробно расписаны в процессуальном законодательстве РФ. Если у потерпевшего такового нет под рукой, ему лучше всего поначалу обратиться к мировому судье, а тот уж определит, кому подсудно дело истца и направит его в соответствующую инстанцию.

В целом, период становления системы мировых судей можно считать завершенным, идет ее развитие. И, как это часто бывает, Московская область берет на себя роль первопроходца. В немногих регионах есть, как у нас, утвержденные Губернатором Нормы материально-технического обеспечения мировых судей. Каждое рабочее место судьи и служащего аппарата обеспечено компьютерами и оргтехникой – справочными правовыми системами, автоматизированными комплексами судебного делопроизводства и судебной статистики. За судьями закреплен служебный автотранспорт. С каждым годом растут площади служебных помещений, занимаемых мировыми судьями и их аппаратами.

В большинстве субъектов федерации аппарат мирового судьи состоит из двух, а то и одного государственных служащих. У нас их, в соответствии с областным законом, четверо – три должности гражданской службы и одна технического персонала.

Разумеется, всякое новое дело не обходится без трудностей. В системе мировых судей еще не удалось в полной мере перенять положительный опыт царской России. Например, не получается пока, как в старые времена, принимать дело к производству не только в помещении судебного участка, но и в так называемых «неприсутственных местах». Недостаточно законодательно прописаны взаимоотношения с районными судами общей юрисдикции. Являясь звеном общей судебной системы, мировой судья не занял позиции, параллельной районному суду, а встал как бы «под ним», представляя собой низшее звено суда общей юрисдикции. Раньше у мировых судей была апелляционная инстанция – съезд судей. Сейчас апелляционной инстанцией для него является районный суд общей юрисдикции, а мировой судья выступает только в качестве первой инстанции. То есть мировой судья есть, а мирового суда как системы нет. Парадоксально выглядит и система назначения и отстранения от должности мировых судей. Назначает мировых судей законодательный орган региона, а отстраняет фактически общественная организация – Квалификационная коллегия судей.

Без сомнения, все имеющиеся казусы со временем будут разрешены, а возрожденная система мировых судей станет одним из ярких проявлений процесса демократизации общества, приближения правового поля к человеку, воспитания в гражданах чувства уважения к Закону.

Опубликовано в Ежемесячном общественном и деловом журнале Московской области «Подмосковье» №11 (23) ноябрь 2007.